воскресенье, 10 февраля 2013 г.

рельефные и фактурные орнаменты

0,57 Mb.страница2/3Дата конвертации17.10.2011Размер0,57 Mb.Тип Смотрите также:   2   Тема 3. Соразмерность и масштаб Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы размерам человека, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. Масштаб и масштабность соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность. Масштаб архитектурного сооружения, так же как и любого другого технического объекта, не определяется его абсолютной величиной. Маленькое здание может иметь крупный масштаб и наоборот. Поэтому архитектор, проектируя здание, около его фасадов изображает фигуру человека в масштабе чертежа. Тогда она выступает как архитектурная мера и заставляет соотносить с собой все элементы здания. К сожалению, технические объекты не всегда соотносятся с человеком. Масштаб механизмов как будто бы не может быть избран, так как скорее сам задается техническими условиями, кинематикой, конструкцией и т. д. Однако и для промышленных изделий имеется немало средств достижения масштабности. Прямое влияние на масштабность оказывают все те размеры-величины, которые как-то связаны с человеком, определяют удобства пользования (дверные проемы, лестничные ступени и др.) Понятие масштабности пришло из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать все создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем «мериле» величин. Основные приемы масштабной корректировки формы (левый вертикальный ряд укрупнение, правый размельчение) Практика. Простейшие геометрические фигуры в плоскостной и вертикальной полосе из простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) Задание. Построить разномасштабные графических композиции на укрупнение масштаба и на уменьшение масштаба. (Используются простые геометрические фигуры в плоскостной и вертикальной полосе) исполнение ахроматическая гуашевая покраска. Тема 4. Виды форм пластические, геометрические и скульптурные. Пластическая проработка формы, сопряжение деталей, связь элементов в структуре. Понятие об объемно-пространственных структурах. Виды структур замкнутые и разомкнутые. Построение трехмерной формы в пространстве Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, а в трех основных координатных направлениях. Разное развитие формы в том или ином направлении. Обуславливает разный его пластический характер линейный, плоскостной, объемный и пространственный. ^ Линейно-плоскостная форма. В отличие от графической линии. Она характеризуется развитием в одном направлении в длину, ширину или в высоту, имея при этом хотя и слабо выраженную, но все же определенную толщину. Воплощенная в том или ином материале, она, таким образом обладает некой массой. При такой развитости эта форма выявляет свой легкий, открытый пластический характер. Уточним, что открытость линейной формы имеет свои пределы, которые определяются плотностью заполнения пространства ее элементами. При значительном количестве таких элементов и их приближенности друг к другу линейно-пластическая форма как бы смыкается, приобретая черты плоскостной и даже пространственной формы. ^ Плоскостная форма. Разберем для начала четыре варианта простейших геометрических форм. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным. Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет». Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз очень неустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов. Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными. ^ Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм вот их диапаз

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070800. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Тема 3. Соразмерность и масштаб - Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070800. 62 Декоративно-прикладное...

Комментариев нет:

Отправить комментарий